На главную страницу На главную страницу
Главная Поиск Написать письмо Карта сайта Версия для печати
Закрыть
Авторизация
Авторизация:
Пароль:

Регистрация

Губернатор Ивановской области
Воскресенский C.C.
Юридический адрес
155800 Ивановская область, г.Кинешма, ул.им.Ленина, д.12

Тел.: 8(49331) 5-51-05
Факс: 8(49331) 5-51-05
Единая дежурно-диспетчерская служба -5-33-68, 89158237201
E-mail: root@mrkineshma.ru


Год семьи 2024


Электросети


Фестиваль валенок 2017 год


Территориальная избирательная комиссия


Областной туристический портал


Опрос населения об эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления


Сервер органов государственной власти России


Портал Правительства Ивановской области


Портал государственных и муниципальных услуг Ивановской области


Госуслуги.Дом

Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)

Официальный интернет-портал правовой информации

Санаторий «Решма»

Банк данных исполнительных производств ФССП РФ

Железные дороги, интересные факты

18.09.2020           Ивановские поезда всегда обгоняли лошадей
          Наши «маленькие» железные дороги в передовых – с 19 века
          «Поезда не только уходят, но и возвращаются...»
         Не так давно, всего лишь...190 лет назад, 18 сентября 1830 года, лошадь обогнала… паровоз. Да, была устроена такая гонка — испытывали первый американский паровой транспорт. Девять миль гонки, около 14 километров, первым преодолел выносливый конь. А сейчас? В лошадиных силах измеряют мощности двигателей, лошадки стали диковинкой, а по железным дорогам летают скоростные электропоезда «сапсаны», «стрижи» и «ласточки». Великий русский авиаконструктор Туполев был уверен, что России с ее огромными территориями просто необходимо много самолетов для быстрого и дешевого передвижения людей. Он не мог предположить, что в 21-м веке «народным» транспортом снова станут поезда...
1830-й год открыл эру железных дорог. Хотя самый первый в мире паровоз изобрели англичане еще в 70-х годах 18 века, а усовершенствовал его английский изобретатель Ричард Тревитик - в 1803 году по кругу со скоростью 8 километров в час по рельсам каталась большая «игрушка» - 25-тонная машина из пяти вагонов. И лишь в 1829 году другой англичанин, Георг Стефенсон, поставил изобретение на железную дорогу и дал зеленый свет локомотиву «Ракета», мощному паровозу со скоростью 48 км в час.
Русские изобретатели отстали от англичан всего на 4 года. Но мы гордимся, что в 1833 году отец и сын Черепановы на уральском Нижнетагильском заводе построили паровоз более мощный, чем «Ракета». Русские люди долго запрягают — но называть изобретение «паровой телегой» они, испытав, вскоре перестали и перешли на более уважительное «паровоз».
В России паровозы давно не выпускают, хотя еще работающих «старичков» у нас иногда используют как передвижные котельные. В Германии паровые ретро-поезда популярны в туристическом бизнесе.
Очень интересна история железной дороги нашего края. В 1868 году была открыта частная Шуйско-Ивановская железная дорога: Новки-Шуя-Иваново, построенная на деньги первых текстильных предпринимателей, заинтересованных в расширении рынка. А в 1871 году после бурных дискуссий из трех проектов новой линии железной дороги выбрали участок Иваново-Вознесенск-Кинешма. То, что не победили проекты дороги на Плес (выход к Волге) и Юрьевец (выход к запасам леса), изменило впоследствии судьбы и этих городов, и Иваново-Вознесенска. Но был и третий вариант, когда предлагалось вести дорогу на Кострому, а далее соединить ее новыми железнодорожными линиями с севером страны.
Но ивановские фабриканты победили. Увы, Плес не стал центром текстильного края, и всего 65 километров не довели путей до Юрьевца, зато сегодня есть железнодорожная связь с одним из самых больших в регионе городов — Кинешмой. А на Кострому железную дорогу все равно построили — в 1887 году, веткой от Ярославля, а Иваново с Костромой соединили дорогой в 1898 году. С 1907 года наши ивановские дороги — в составе Северных железных дорог.
Есть еще одна страница в истории железной дороги нашего края — узкоколейные линии, которые, за исключением единичных не демонтированных узкоколеек в Иванове, почили в бозе. Они существовали почти во всех районах региона в двух ипостасях: соединяли места добычи торфа с предприятиями и были участками дороги для вывоза леса от лесосплавных пунктов. Увы, эти дороги полностью разобраны в 1990-е и 2000-е годы, не сохранились они даже для пассажирского сообщения глухих населенных пунктов.
В Ивановской области общая протяженность железных дорог — 530 км, из них 345 км — общего пользования. Сегодня о прорыве в железнодорожном сообщении столицы нашего края со столицей России с помощью скоростного поезда «Ласточка» не знают только упорные домоседы. Ведь наша область – один из немногих регионов центральной России, где все еще не электрифицированы железнодорожные пути, и используются поезда на тепловозной тяге. Но уже почти 2,5 года «Ласточка» за 3 часа 41 минуту «пролетает» и по электрифицированному участку путей от Москвы до Владимира со скоростью до 160 км в час, и ту часть пути до Иванова, когда делается сцеп «Ласточки» с тепловозом, от которого поезд и получает электроснабжение.
30 июля при открытии здания вокзала в Иванове и пуске первого рельсового автобуса РА-3 «Орлан» от Иванова до Кинешмы руководство компании «РЖД», уникальной разработкой которого явился пуск «Ласточки», заявило, что планирует электрифицировать часть пути «Ласточки» - от Иванова до Владимира. В плане развития РЖД до 2025 года намечено, что этот поезд будет курсировать от Ярославля и Костромы до Иванова, а затем через Владимир до Москвы.
А новый, комфортный рельсовый автобус, который назвали мини-«Ласточкой» (сегодня в нем по просьбам пассажиров не 2, а 3 вагона) успешно курсирует между Ивановом и Кинешмой, причем, по времени этот рейс предусмотрительно согласован с московским рейсом «Ласточки». На дорогу в Кинешму поездом теперь тратится времени меньше, чем раньше, - всего полтора часа.
Брендом нашего региона в сфере железнодорожного сообщения становится и здание вокзала — реставрированный недавно памятник конструктивизма, своего рода «арт-резиденция» с музейными экспонатами.
А теперь, как обычно, статистические данные.
Известно, что в Центральном федеральном округе (ЦФО) среди других регионов наша Ивановская область - самая небольшая по площади занимаемой территории (по численности населения ей уступают Костромская, Орловская и Смоленская области). Поэтому и данные по протяженности железных дорог в этой связи понятны. Итак, эксплуатационная длина железнодорожных путей общего назначения в Ивановской области составляет 345 километров. Сравним с областями-соседями: в Костромской – 642,1, в Ярославской – 651,6, во Владимирской – 920 км. В России по длине железных дорог самый маленький регион – Ингушетия (38,8 км). А самые большие в РФ – Свердловская (3514, 1), Амурская (2919,9) и Ленинградская (2549,8 км) области.
Сравним, как изменилось число пассажиров, которых отправили железнодорожным транспортом общего пользования в 2015 и 2019 году. По Ивановской области в 2015 году - 1,06 млн., а в 2019 - 1,27 млн. пассажиров, т.е. увеличение составило 20% (что объяснимо добрыми переменами в организации сообщения). Во Владимирской области перевозки пассажиров за это время тоже возросли – на 23,2% (с 7,40 до 9,12 млн.человек). А в Костромской и Ярославской областях поток пассажиров несколько уменьшился, соответственно на 7,7% и 12% (в Костромской - с 1,43 до 1,32 млн., в Ярославской с 4,92 до 4,33 млн.человек).

Возврат к списку