Цвета сайта:
|
Размер шрифта:
|
Изображения Выкл
|
Обычная версия сайта |
155800 Ивановская область, г.Кинешма, ул.им.Ленина, д.12
Тел.: 8(49331) 5-51-05 Факс: 8(49331) 5-51-05 E-mail: root@mrkineshma.ru |
Обратная связь
Уважаемые жители Кинешемского муниципального района, пользователи сети «Интернет»!
В соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в Администрации и Главой Кинешемского муниципального района рассматриваются индивидуальные и коллективные предложения, заявления и жалобы граждан (далее — обращения) по вопросам компетенции Администрации и Главы Кинешемского муниципального района, поступающие в письменной форме или форме устного обращения к должностному лицу во время личного приема граждан.
ПОРЯДОК обжалования правовых актов Кинешемского муниципального района, решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления Кинешемского муниципального района В соответствии со статьей 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке. Порядок рассмотрения административных дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих определен главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, его должностного лица, муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа местного самоуправления, его должностного лица, муниципального служащего в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, их должностных лиц определен главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, их должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Правовое информирование и правовое просвещение населенияФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Федеральным законом от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» установлены гарантии реализации права граждан России на получение бесплатной и квалифицированной юридической помощи. Другие нормативно-правовые акты, регулирующие оказание бесплатной юридической помощи в Российской Федерации Закон РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 № 174-ФЗ РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО По вопросу реализации прав граждан на оказание бесплатной юридической помощи в развитие положений Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ в Ивановской области приняты нормативные правовые акты, в частности Закон Ивановской области от 08.11.2012 № 90-ОЗ «Об обеспечении граждан Российской Федерации бесплатной юридической помощью на территории Ивановской области» Другие нормативно-правовые акты, регулирующие оказание бесплатной юридической помощи в Ивановской области В соответствии с пунктом 3 статьи 28 Федеральный закон от 21.11.2011 N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» и пунктом 3 статьи 6 Закон Ивановской области от 08.11.2012 N 90-ОЗ «Об обеспечении граждан Российской Федерации бесплатной юридической помощью на территории Ивановской области» органы местного самоуправления Ивановской области осуществляют правовое информирование и правовое просвещение населения в соответствии с муниципальными правовыми актами. 1. Порядок и случаи оказания бесплатной юридической помощи юридических лиц и пределы исполнения таких обязанностей. С 15 января 2012 года вступил в силу Закон, устанавливающий правовые основы государственной и негосударственной бесплатной юридической помощи в РФ (Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 324– ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»). Вышеуказанным Законом устанавливаются следующие виды бесплатной юридической помощи: правовое консультирование в устной и письменной форме; составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера; представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Бесплатная юридическая помощь может оказываться в иных не запрещенных законодательством Российской Федерации видах. Участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются: федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения; органы исполнительной власти субъектов РФ и подведомственные им учреждения; органы управления государственных внебюджетных фондов; государственные юридические бюро. Адвокаты, нотариусы и другие субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь, могут наделяться правом участвовать в государственной системе бесплатной юридической помощи в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов РФ. Право на получение всех видов бесплатной юридической помощи имеют следующие категории граждан: 1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (далее - малоимущие граждане); 2) инвалиды I и II группы; 3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации; 4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей; 4.1) лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью; 4.2) усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей; 5) граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме; 6) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве); 7) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»; 8) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан; 8.1) граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации: а) супруг (супруга), состоявший (состоявшая) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайной ситуации; б) дети погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации; в) родители погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации; г) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; д) граждане, здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайной ситуации; е) граждане, лишившиеся жилого помещения либо утратившие полностью или частично иное имущество либо документы в результате чрезвычайной ситуации; 9) граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Бесплатная юридическая помощь вышеуказанным гражданам не оказывается в случаях, если гражданин: 1) обратился за бесплатной юридической помощью по вопросу, не имеющему правового характера; 2) просит составить заявление, жалобу, ходатайство или другой документ правового характера и (или) представлять его интересы в суде, государственном или муниципальном органе, организации при отсутствии правовых оснований для предъявления соответствующих требований; 3) просит составить заявление в суд и (или) представлять его интересы в суде, государственном или муниципальном органе, организации при наличии установленных законодательством Российской Федерации препятствий к обращению в суд, государственный или муниципальный орган, организацию. Если принимается решение о невозможности оказания бесплатной юридической помощи гражданину, ему выдается соответствующее заключение. Государственные юридические бюро и адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, осуществляют правовое консультирование в устной и письменной форме граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и составляют для них заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера в следующих случаях: 1) заключение, изменение, расторжение, признание недействительными сделок с недвижимым имуществом, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи); 2) признание права на жилое помещение, предоставление жилого помещения по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения, выселение из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи), расторжение и прекращение договора найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выселение из указанного жилого помещения; 3) признание и сохранение права собственности на земельный участок, права постоянного (бессрочного) пользования, а также права пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи); 4) защита прав потребителей (в части предоставления коммунальных услуг); 5) отказ работодателя в заключении трудового договора, нарушающий гарантии, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, восстановление на работе, взыскание заработка, в том числе за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) работодателя; 6) признание гражданина безработным и установление пособия по безработице; 7) возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью или с чрезвычайной ситуацией; 8) предоставление мер социальной поддержки, оказание малоимущим гражданам государственной социальной помощи, предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; 9) назначение, перерасчет и взыскание страховых пенсий по старости, пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице, в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, социального пособия на погребение; 10) установление и оспаривание отцовства (материнства), взыскание алиментов; 10.1) установление усыновления, опеки или попечительства над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключение договора об осуществлении опеки или попечительства над такими детьми; 10.2) защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 11) реабилитация граждан, пострадавших от политических репрессий; 12) ограничение дееспособности; 13) обжалование нарушений прав и свобод граждан при оказании психиатрической помощи; 14) медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов; 15) обжалование во внесудебном порядке актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц; 16) восстановление имущественных прав, личных неимущественных прав, нарушенных в результате чрезвычайной ситуации, возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайной ситуации. Юридическая помощь не будет оказываться в случаях, если гражданин обратился за бесплатной юридической помощью по вопросу, который не имеет правового характера, просит составить заявление, жалобу, ходатайство или другой документ правового характера и (или) представлять его интересы в суде, государственном или муниципальном органе, организации при отсутствии правовых оснований для предъявления соответствующих требований либо при наличии правовых препятствий к обращению в суд, государственный или муниципальный орган, организацию. 2.Содержание, пределы осуществления, способы реализации и защиты гарантированных законодательством Российской Федерации прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов юридических лиц, содержание обязанностей граждан и юридических лиц и пределы исполнения таких обязанностей Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации закреплены в главе 2 Конституции Российской Федерации. Согласно ст. 8 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (ст. 9 ГК РФ). Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечёт прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 9 ГК РФ). Гражданское законодательство Российской Федерации (ст.1 ГК РФ) основывается на признании равенства участников регулируемых ими отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав и свобод, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своём интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного или недобросовестного поведения. Согласно ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Статья 11 ГК РФ устанавливает общий порядок судебной защиты гражданских прав. Судебный порядок является преимущественной, но не единственной формой защиты прав. Пункт 2 данной статьи допускает также административный порядок защиты гражданских прав (обжалование действий и актов государственных органов в вышестоящий по отношению к ним орган исполнительной власти), который возможен лишь в случаях, предусмотренных законом. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (ст.15 ГК РФ). Убытки, причинённые гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издание не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием. 3. Компетенция и порядок деятельности федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и подведомственных им учреждений, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, полномочия их должностных лиц Компетенция федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и подведомственных им учреждений, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления — определяемые Конституцией РФ и федеральными законами предметы ведения (сфера деятельности, круг вопросов, подлежащих разрешению), соответствующий им объем полномочий и пределы деятельности органа государственной власти. Компетенция включает в себя: полномочия, предметы ведения и основные направления деятельности или функции данного органа. В узком значении компетенция нередко отождествляется с его полномочиями. Компетенция органов государственной власти субъектов РФ определена в законодательстве субъектов РФ, соответствующем Конституции РФ и федеральным законам. Компетенция органов государственной власти предполагает исчерпывающее определение круга полномочий такого органа, пределов и сфер его деятельности, а также указание на принимаемые им правовые акты. Такой порядок определения компетенции призван исключить возможность превышения власти тем или иным органом, вторжения в сферу деятельности других органов власти. В то же время определение компетенции органов государственной власти юридически узаконивает самостоятельность данного органа, его право действовать в соответствии с возложенными на него полномочиями. Исчерпывающий перечень полномочий органов местного самоуправления Кинешемского муниципального района изложен в Уставе Кинешемского муниципального района, принятом Решением Совета Кинешемского муниципального района от 04.07.2011 № 25 (104) «О принятии Устава Кинешемского муниципального района» (в редакции решений Совета Кинешемского муниципального района от 25.05.2012 № 32 (192), от 31.03.2014 № 21, от 01.06.2015 № 22, от 02.11.2015 № 57, от 31.10.2016 № 67, от 29.05.2017 № 40). 4.Правила оказания государственных и муниципальных услуг Правила оказания государственных и муниципальных услуг установлены Федеральным законом № 210-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия. 5. Основания, условия и порядок обжалования решений и действий органов местного самоуправления, подведомственных им учреждений и их должностных лиц В соответствии со ст.18 Конституции РФ - права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Статья 11 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает общий порядок судебной защиты гражданских прав. Судебный порядок является преимущественной, но не единственной формой защиты прав. Пункт 2 данной статьи допускает также административный порядок защиты гражданских прав (обжалование действий и актов государственных органов в вышестоящий по отношению к ним орган исполнительной власти), который возможен лишь в случаях, предусмотренных законом. В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, подведомственных им учреждений и должностных лиц могут быть обжалованы гражданами в досудебном (внесудебном) порядке и непосредственно в суд. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования предполагает обжалование решений и действий в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу. Обжалование действий (бездействия) должностных лиц осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации: Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Основанием для начала процедуры внесудебного (досудебного) обжалования является жалоба заявителя. Жалоба должна содержать: 1) наименование органа, должностного лица органа, либо государственного служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются; 2) фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства заявителя, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю; 3) сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа, должностного лица органа, либо государственного служащего; 4) в случае необходимости в подтверждение своих доводов лицо, направляющее жалобу, может прилагать к письменной жалобе документы и материалы либо их копии. Судебная защита прав гарантируется каждому Конституцией РФ. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд, минуя внесудебный порядок обжалования. Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: - нарушены права и свободы гражданина; - созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; - на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления. Жалоба в Администрацию Кинешемского муниципального района может быть направлена по почте, по адресу : 155800, г.Кинешма, ул. Ленина, дом.12; по электронной почте на адрес: root@mrkineshma.ru , а также может быть подана при личном приеме Главе Кинешемского муниципального района,который проходит каждый понедельник с 10.00 до 12.00. в здании Администрации Кинешемского муниципального района по адресу : 155800, г. Кинешма, ул. Ленина, дом.12; каб. 4. Записаться на личный прием к Главе Кинешемского муниципального района можно по телефону: 8 (49331) 5-51-05. 6. Порядок совершения гражданами юридически значимых действий и типичные юридические ошибки при совершении таких действий Для получения бесплатной юридической помощи необходимо обратится в юридическое бюро или к адвокату, занимающемуся оказанием бесплатной юридической помощи с письменным заявлением, а также представить документ, удостоверяющий личность (паспорт) и документы, подтверждающие отнесение его к категориям граждан, которые имеют право на получение бесплатной юридической помощи. После этого принимается решение об оказании юридической помощи. Перечень документов, определяющих принадлежность гражданина российской федерации к категории лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи1) гражданин, среднедушевой доход семьи которого ниже величины прожиточного минимума, установленного в Ивановской области в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающий гражданин, доходы которого ниже величины прожиточного минимума, - справку территориального органа Департамента социальной защиты населения Ивановской области, выданную по месту жительства (по месту пребывания), о том, что среднедушевой доход семьи (одиноко проживающего гражданина) ниже величины прожиточного минимума, установленного в Ивановской области; 2) инвалиды I или II группы - копию справки федерального учреждения медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности; 3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации - копию удостоверения, подтверждающего соответственно статус ветерана Великой Отечественной войны, Героя Российской Федерации, Героя Советского Союза, Героя Социалистического Труда, Героя Труда Российской Федерации; 4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей: документ, подтверждающий соответствующий статус детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, выданный органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка (по месту пребывания); копию справки федерального учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей установление инвалидности с детства (для детей-инвалидов); 4.1) усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей: копию свидетельства об усыновлении детей; 4.2) лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью: документ о прохождении в установленном порядке подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей; 5) граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме: справку о проживании в стационарном учреждении социального обслуживания, выданную этим учреждением; копию справки федерального учреждения медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности (для инвалидов); 6) несовершеннолетний, содержащийся в учреждении системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетний, отбывающий наказание в местах лишения свободы, а также его законный представитель и представитель, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве), - справку из учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних или учреждения исполнения наказаний о пребывании в нем несовершеннолетнего; 7) гражданин, имеющий право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 02.07.1992 N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», - справку учреждения, оказывающего гражданину психиатрическую помощь; 8) гражданин, признанный судом недееспособным, а также его законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан, - копию вступившего в законную силу решения суда о признании гражданина недееспособным или документ, подтверждающий отнесение данного гражданина к вышеуказанной категории, выданный органами опеки и попечительства по месту его жительства; 9) проживающий в Ивановской области гражданин, имеющий трех и более несовершеннолетних детей, - удостоверение многодетной семьи Ивановской области (в случае признания семьи многодетной), для иных граждан: а) копии свидетельств о рождении (усыновлении) детей; б) копию свидетельства о регистрации по месту пребывания (для граждан, имеющих регистрацию по месту пребывания на территории Ивановской области); 10) проживающее в Ивановской области лицо, освобожденное из мест лишения свободы, в течение двух месяцев со дня освобождения: а) копию справки исправительного учреждения, подтверждающей факт освобождения данного лица из мест лишения свободы; б) копию свидетельства о регистрации по месту пребывания (для граждан, имеющих регистрацию по месту пребывания на территории Ивановской области); 11) граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации: а) супруг (супруга), состоявший (состоявшая) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайной ситуации: свидетельство о смерти лица, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации, документ, подтверждающий факт гибели (смерти) гражданина в результате чрезвычайной ситуации, документ, подтверждающий нахождение заявителя в зарегистрированном браке с погибшей(им) (умершей(им)); б) дети, родители погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации: свидетельство о смерти лица, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации, документ, подтверждающий факт гибели (смерти) гражданина в результате чрезвычайной ситуации, документ, подтверждающий наличие родственных связей с погибшим (умершим); в) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации или получавшие от него помощь, которая являлась для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации: свидетельство о смерти лица, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации, документ, подтверждающий факт гибели (смерти) гражданина в результате чрезвычайной ситуации, решение суда об установлении факта нахождения заявителя на иждивении погибшего (умершего); г) граждане, здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайной ситуации: документ, подтверждающий причинение вреда здоровью гражданина в результате чрезвычайной ситуации; д) граждане, лишившиеся жилого помещения либо утратившие полностью или частично иное имущество либо документы в результате чрезвычайной ситуации: документ, подтверждающий факт утраты жилого помещения либо утраты полностью или частично иного имущества либо документов в результате чрезвычайной ситуации. 2. В случае обращения через законного представителя (представителя) также предъявляются документы, удостоверяющие личность и полномочия законного представителя (представителя). 3. Документы, представляемые в копиях, должны быть заверены в установленном порядке либо копии документов представляются с предъявлением оригиналов. 4. Гражданин или его законный представитель (представитель) помимо документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящего Перечня, вправе представить по собственной инициативе иные документы, необходимые для оказания бесплатной юридической помощи. 5. В случае обращения гражданина и (или) его законного представителя за получением бесплатной юридической помощи к адвокату, участвующему в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи, по направлению, выданному исполнительным органом государственной власти Ивановской области в соответствии с Порядком взаимодействия участников государственной системы бесплатной юридической помощи в Ивановской области, утвержденным Правительством Ивановской области, гражданин и (или) его законный представитель вместо документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящего Перечня, представляет адвокату данное направление. Типичные ошибки при совершении действий: Типичные ошибки при совершении действий: 1) отсутствие заявления гражданина об оказании юридической помощи, ненадлежащее заполнение заявления или непредставление документов, подтверждающих отнесение гражданина к категориям, которые имеют право на получение бесплатной юридической помощи. В таких случаях юридическая помощь оказана не будет; 2) гражданин ходатайствует об оказании ему квалифицированной юридической помощи, при этом отказывается сообщать необходимые сведения по делу либо представлять документы, имеющие отношение к делу. В таком случае юристу или адвокату, оказывающему бесплатную юридическую помощь, будет затруднительно в полной мере оценить ситуацию и выбрать правильный путь для восстановления нарушенных прав; 3) гражданин обращается повторно с вопросом, по которому ему была оказана бесплатная юридическая помощь по существу ранее, и при этом отсутствуют новые обстоятельства, государственное юридическое бюро вправе принять решение о безосновательности очередного заявления. Типичными юридическими ошибками при совершении гражданами юридически значимых действий являются: - отсутствие в обращении гражданина фамилии или почтового адреса, по которому должен быть отправлен ответ; - повторное письменное об ращение гражданина по вопросу, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства; - вопросы, изложенные в обращении, не входят в компетенцию деятельности органа исполнительной власти. Таким образом, имеются следующие типичные ошибки, влекущие оставление обращений граждан без ответа: - в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ. В этом случае ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией; - в обращении обжалуется судебное решение. В этом случае в течение семи дней со дня регистрации обращение возвращается гражданину, направившему это обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения; - в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи. В этом случае орган власти вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом; - текст письменного обращения не поддается прочтению. В этом случае ответ на обращение не дается, и оно не подлежит направлению на рассмотрение должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению; - в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства. В этом случае должностное лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в органы власти либо одним и тем же должностным лицам органа власти. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение; - ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. В этом случае гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений. Порядок предъявления и приема заявлений и жалоб в суде. Истец - лицо, обращающееся в суд за защитой своего нарушенного или оспариваемого права. Ответчик - лицо, к которому предъявлено исковое требование, т.е. лицо, которое, по мнению истца, нарушает или оспаривает его права и охраняемые законом интересы. Естественно, что каждая из сторон имеет противоположные интересы в судебном процессе: истец настаивает на удовлетворении своих требований, а ответчик возражает против них. Истец и ответчик - «заинтересованные лица» (это юридический термин), поскольку лично заинтересованы в разрешении спора. Они выступают в процессе от своего имени, несут судебные расходы по делу, на них распространяется правовая сила решения суда. Помимо истца и ответчика, в процессе могут принимать участие лица, имеющие самостоятельные требования на предмет спора, а равно в случае, если решение по делу может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Такие участники процесса именуются третьими лицами. В качестве сторон и третьих лиц в гражданском процессе могут выступать как физические лица (граждане, иностранцы, лица без гражданства), так и юридические лица, т.е. организации, которые обладают обособленным имуществом, могут от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, выступать в суде в качестве истца и ответчика. Для участия в процессе граждане и организации должны обладать гражданской процессуальной правоспособностью, т.е. способностью иметь гражданские процессуальные права и обязанности. Гражданская процессуальная правоспособность признается законом в равной мере за всеми физическими лицами, а также за организациями, пользующимися правами юридического лица, и возникает у физических лиц с момента рождения, а у юридических -с момента их создания. Кроме правоспособности необходимо обладать гражданской процессуальной дееспособностью - способность своими действиями осуществлять процессуальные права, выполнять процессуальные обязанности и поручать ведение дела в суде представителю (гражданская процессуальная дееспособность) принадлежит в полном объеме гражданам, достигшим возраста восемнадцати лет, и организациям. Несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, а также физические лица, признанные недееспособными, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, защищают в процессе их законные представители - родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. Однако суд вправе привлечь к участию в таких делах граждан, признанных недееспособными. Несовершеннолетний может лично осуществлять свои процессуальные права и выполнять процессуальные обязанности в суде со времени вступления в брак или объявления его полностью дееспособным (эмансипации). Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, а также физические лица, признанные ограниченно дееспособными вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами, участвуют в процессе вместе со своими законными представителями - родителями, усыновителями, попечителями. Для защиты своих прав и интересов стороны в гражданском процессе наделены значительными процессуальными правами. Они могут знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы судьям, прокурору, эксперту, переводчику, секретарю судебного заседания, представителям общественности, представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям и экспертам, давать устные и письменные объяснения суду, заявлять ходатайства и представлять свои доводы и соображения по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, а также возражать против ходатайств, доводов и соображений других лиц, участвующих в деле, обжаловать решения и определения суда и т.д. Суд по своей инициативе гражданских дел не возбуждает. Возбуждаются гражданские дела либо по заявлению самого лица, обращающегося за защитой своего права или охраняемого законом интереса; либо по заявлению прокурора; либо по заявлению органов государственного управления, профсоюзов, предприятий, учреждений, организаций и т.д. По делам искового производства подаются исковые заявления, а по делам, вытекающим из публичных отношений и по делам особого производства -жалобы и заявления. Суд может рассматривать дела либо единолично, либо коллегиально. Мировые судьи рассматривают дела только единолично. Мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции дела, поименованные в статье 3 Федерального закона от 17 декабря 1998 года №188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации». Исковое заявление подается в суд в письменной форме. Закон предусматривает, какая информация должна содержаться в исковом заявлении и предписывает обязательную его форму. Статья 131 ГПК РФ посвящена форме и содержанию искового заявления. Указание адресов сторон и других участвующих в деле лиц имеет существенное значение для определения подсудности дела (об этом см. ниже), а также для направления повесток и извещений. В случаях, когда закон предусматривает возможность объявления розыска ответчика (статье 119, 120 ГПК РФ), истец не обязан давать точный адрес ответчика, а может ограничиться указанием на последнее известное его место жительства. Заявление подписывается истцом или его представителем. К исковому заявлению, поданному представителем, должна быть приложена доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя. Если судья отказывает в принятии заявления либо возвращает или оставляет заявление без движения, то это решение оформляется в виде определения, копия которого выдается обратившемуся. После того как заявление попало к судье (оно может быть вручено лично, а может быть направлено по почте -это допускается законом), судья в соответствии со статьями 133, 134 ГПК РФ решает вопрос о его принятии или об отказе в принятии. Статья 134 ГПК РФ устанавливает исчерпывающий перечень оснований к отказу в приеме заявления, т.е. судья не вправе отказать по каким-либо другим основаниям. Граждане могут вести свои дела в суде лично или через представителей. Право вести дело в судебных органах через представителя принадлежит лицам, участвующим в деле: сторонам, третьим лицам как с самостоятельными исковыми требованиями, так и без них. Судебное представительство возможно по любым гражданским делам и во всех стадиях гражданского процесса: в суде первой инстанции, при пересмотре судебных постановлений в кассационном и надзорном порядке, по вновь открывшимся обстоятельствам, в исполнительном производстве. Ведение дела с помощью представителя не лишает сторону права лично участвовать в процессе совместно со своим представителем. Представительство бывает двух видов - в силу закона и по доверенности. Права и охраняемые законом интересы недееспособных граждан, граждан, не обладающих полной дееспособностью, и граждан, признанных ограниченно дееспособными, защищают в суде их родители, усыновители, опекуны или попечители, которые представляют суду документы, удостоверяющие их полномочия. Законные представители совершают от имени представляемых все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым, с ограничениями, предусмотренными законом (часть 1 статьи 52 ГПК РФ). Для законных представителей не требуется специального документа типа доверенности, достаточно лишь документа, удостоверяющего их статус, например свидетельства о рождении ребенка. Закон предоставляет законным представителям право поручить ведение в суде дела другому лицу, избранному ими в качестве представителя, о чем прямо указано в части 3 статьи 52 ГПК РФ. Второй вид представительства - по доверенности. В этом случае полномочия поверенного (т.е. того, кого уполномочили) оформляются специальным документом - доверенностью, заверенной нотариусом или соответствующим должностным лицом. Полномочия представителя (поверенного) могут быть выражены и в устном заявлении доверителя (т.е. того, кто уполномочивает) на суде, занесенном в протокол судебного заседания. Полномочия адвоката на ведение дела в суде удостоверяется ордером, выдаваемым юридическим образованием, например директором адвокатского бюро (старшим партнером). Доверенности, выдаваемые гражданами, могут быть удостоверены как в нотариальном порядке, так и предприятиями, учреждениями или организациями, где работает или учится доверитель, жилищно-эксплуатационной организацией по месту жительства доверителя, администрацией стационарного лечебного учреждения, воинской частью, если доверенность выдается военнослужащим. Доверенность, выдаваемая гражданином, находящимся в заключении, удостоверяется администрацией соответствующего места заключения. Доверенность от имени юридического лица выдается его руководителем.
|
|